Градостроительство

Градостроительство — важнейшая зона ответственности Совета депутатов и мэрии, которая включает в себя целый комплекс вопросов: начиная с разработки и утверждения Генерального плана города, заканчивая организацией
работ по благоустройству территорий.
Решаться эти вопросы должны системно, в интересах горожан, на основе разумного планирования. Необходимые законы на федеральном уровне для этого давно приняты. Но на уровне города и
области управление градостроительной деятельностью нуждается в качественном исправлении и обновлении.

Остановлюсь на нескольких ключевых проблемах.

Стоимость земли и социальная ответственность бизнеса

Сегодня темпы строительства жилья в городе значительно опережают темпы обеспечения жителей детскими садами, школами, поликлиниками. И происходит это именно из-за необдуманной политики исполнительной власти.
Если мы зададим вопрос в мэрии, почему тот или иной участок столько стоит, то получим примерно такой ответ: «Это рыночная стоимость». А что такое рыночная стоимость земли? Рыночная стоимость есть и у литра бензина, и у булки хлеба. Но в любом случае, всякий бизнесмен, пекарь и нефтяник изначально посчитают себестоимость, которая, естественно, не может быть ниже стоимости. А почему с землей не так? Почему город считает, что может продавать землю себе в убыток? Ни город, ни область себе этого позволить не могут! Но позволяют! А почему? У нас, что, земля бросовый товар?
На самом деле стоимость земли можно легко подсчитать. По градостроительным нормативам, утвержденным Правительством Новосибирской области, не сложно
определить, сколько квадратных метров жилья можно построить на том или ином земельном участке, и создание скольких мест в школах, детских садах и поликлиниках необходимо. Средняя стоимость строительства этих объектов тоже известна. Таким образом, проведя несколько несложных математических действий, можно
понять, какова себестоимость этого земельного участка. И продаваться он должен никак не ниже этой себестоимости.
А вот дальше, пожалуйста, включайте рыночные механизмы — в центре можно и прибыль получить, залатать за счет нее какие-то дыры в бюджете — а их, к сожалению, в городе и области хватает.
Предвижу возмущение строителей, поэтому скажу: любой бизнес, в том числе и строительный, должен быть социально ответственным. Я сам строитель, конечно, хотелось бы получить максимальную прибыль с каждого объекта, но тут нужно расставить приоритеты и вспомнить историю — быть богатым в бедной стране долго не получалось ни у кого!
Поэтому бизнес в первую очередь должен быть заинтересован в развитии города, области, страны. А власть должна именно такой, социально ответственный бизнес поддерживать. Именно он должен быть в приоритете, а не бизнесмены, рассказывающие сказки и финансирующие футбольную команду, которая очень нравится губернатору или мэру. И тогда под окнами областной администрации не будут толпами выстраиваться обманутые дольщики. Ну вот мы подошли к еще одной проблеме:

Обманутые дольщики

Новосибирская область традиционно лидирует по количеству обманутых дольщиков в стране. В последнее время, правда, был успешный опыт в реализации 108-03. Достроены несколько проблемных домов. Заканчивается строительство дома по ул. Новосибирская, 27. Но с 1 апреля этого года 108 областной закон «приказал долго жить» в связи с изменениями
в федеральном законодательстве. Да и проблему это не решило, потому что появились новые обманутые дольщики. Микрорайон Закаменский с лихвой восполнил то количество квадратных метров, которые были сданы. Директор «Неоград-Инвест» сейчас сидит в тюрьме. Скорее всего вполне заслуженно. Но он ли один виновник происходящего? Помнится, В. Ф. Городецкий этого застройщика хвалил, премии ему вручал. Г-н Аксенов даже возглавлял федерацию футбола. Дорого же жителям футбол обошелся. Так и хочется перефразировать нашего великого комментатора: «Такой футбол нам не нужен!».
Ссылки на то, что это коммерческая деятельность и мэрия с областной администрацией здесь не причем, оправданы частично, и то в небольшой их части.
А зачем нам тогда министерство строительства в области, и департамент строительства в мэрии? Для чего нам УАСИ и УМАСК? И зачем всевозможные контролирующие структуры?
ЧТО ДЕЛАТЬ
У каждого объекта жилищного строительства есть срок сдачи. У каждой организации утвержден график строительства. Этот график, на мой взгляд, должен отслеживаться соответствующими подразделениями мэрии, которых, к счастью, в избытке. В случае отставания от графика более чем на 3 месяца они должны «бить в колокола». Не загонять проблему еще дальше в тупик, а принимать срочные меры — лечить больного нужно, пока он жив, ставить компрессы покойнику бесполезно. Если ситуация не нормализуется — эта стройка должна быть приостановлена, продажи — прекращены. Именно на этом этапе должны приниматься меры по поиску нового застройщика, конкурсного управляющего и т. д. Тогда, я вас уверяю, количество обманутых дольщиков будет уменьшаться. Ну и должна уже область создать какую-то схему, которая заменит 108-ОЗ. Такая возможность есть. Нужна политическая воля и способность работать.