Ветхое аварийное жилье

XXI век на дворе, а в городе Новосибирске есть еще дома без водоснабжения и канализации.
В 2012 году Правительство России заявило о том, что по 185-ФЗ будут выделены средства на расселения всех домов, которые признаны аварийными на 1 января 2013 года. Словосочетание «которые признаны» является ключевым.
На тот момент те дома, которые были признаны аварийными, составляли примерно 10% от общего количества домов, по факту являющихся аварийными. Произошло это по одной простой причине: если дом признается ветхим, он должен быть расселен в течение года. А поскольку в таком количестве деньги из
федерального бюджета не предвиделись, то исполнять это пришлось бы за счет областного и городского бюджетов, что в общем-то невозможно. Поэтому комиссии по признанию домов непригодными для жизни не назначали, как говорят в народе, «динамили» ситуацию (к слову, динамят и сейчас).
В итоге у нас осталось большое количество домов, которые по факту являются ветхими и аварийными, но никто не знает, что с ними делать. От совета депутатов мы писали обращение в Правительство, но поскольку ни мэр, ни губернатор нас не поддержали — боялись испортить «картинку», — Правительство РФ нам отказало.
Помимо 185-ФЗ у нас работало еще несколько программ: Программа развития
застроенных территорий, Программа реконструкции ветхого жилого фонда, по которой только за один год удалось расселить несколько сотен квартир. Но эту программу «помножили на ноль» благодаря усилиям нового главы департамента С. А. Клестова. Правда, было письмо из прокуратуры, которая усомнилась в законности этих действий. Но юристы мэрии нашли выход, предлагали несколько вариантов. Только вот г-н Клестов решил, что будет спокойней «отсидеться в окопе» и никаких действий по сохранению этой программы не предпринимать. Как говориться — ничего не делай и ни за что отвечать не придется. А то, что люди живут в скотских условиях, нового главу департамента видимо не волнует.

Теперь осталось уповать только на развитие застроенных территорий

В мэрии регулярно проходит комиссия, которая формирует участки, обремененные ветхим жильем, на торги. Формирует, исходя из расчетов планово-экономического отдела мэрии. Только большая часть этих аукционов у предпринимателей не вызывает интереса. Подобные земельные участки не продаются, а те, что продаются, — не освоены.
Яркий пример — СУ-155. Сколько было красивых разговоров о расселении
18,5 тыс. м2 ветхого жилья без вложения бюджетных средств, и это на участке 2 га! Сразу после проведения аукциона я сказал, что реализация этого проекта невозможна, это красивая сказка непонятно для кого и для чего придуманная. И для того, чтобы это понять, не надо быть семи пядей во лбу. Все очень легко считается. И вот итог: СУ-155 не выполнило свои обязательства, ПЭУ и сейчас упрямо предлагает свои расчеты, которые сложно
уживается со здравым смыслом. Попытка показать более или менее реальные цифры воспринялась как лоббирование интересов строителей. На самом деле это простая логика. Я вас уверяю, ни один застройщик и вообще ни один бизнесмен не будет вкладывать 1 рубль, чтобы на выходе получить 70 копеек. По крайней мере, он должен получить 1 руб. 20 коп., иначе, кроме аферистов и дилетантов, никто на эти аукционы не придет.

ЧТО ДЕЛАТЬ
Необходимо, во-первых, установить точное количество ветхого аварийного жилья. Во-вторых, произвести точные расчеты стоимости расселения этих домов. Установить общую сумму, необходимую для реализации проектов. В-третьих, рассчитать реальную стоимость земельных участков, занятых этим жильем, то есть понять, сколько жилья можно снести за счет застройщика и как можно увеличить этот показатель с помощью изменения градостроительных нормативов для подобных участков. Это во власти городских чиновников. Понятно, что ничего хорошего в уменьшении мест, или мест для отдыха на участке, нет. Но, как говорится, из двух зол выбирают меньшее. Тем более что эти показатели иногда корректируют без каких-либо серьезных оснований. Просто «по блату». А тут цель святая. И, в-четвертых, о той сумме, которой не хватает, и мэр, и губернатор в первую очередь, должны доложить Москве. Должны предоставить реальную картину происходящего, а не устраивать спектакли по сценарию «Потемкинских деревень». Губернатор, я уверен, должен быть смелым не только со своими подчиненными, но и не бояться высказывать свою точку зрения сильным мира сего.
Когда я говорил об этом чиновникам, то сталкивался с вопросом: а кто все это будет делать? Вот тут мы подошли к самому главному: